« НазадКак обратиться с жалобой в Государственную инспекцию труда 25.10.2021 13:14Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ; п. п. 3, 8 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230). Для защиты своих трудовых прав (например - не выплачена зарплата, незаконное увольнение, незаконное взыскание, не заключен трудовой договор, не предоставлен отпуск, не оплачена сверхурочная работа и т.д.) вы можете подать письменное обращение (жалобу) или обращение в виде электронного документа в государственную инспекцию труда (https://rostrud.gov.ru).
Важно: если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, то ответ на обращение не дается (ч. 1 ст. 11 Закона № 59-ФЗ). Подать обращение (жалобу) можно как лично, так и по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа. В случае необходимости в подтверждение своих доводов приложите к письменному обращению копии документов (например - копию трудового договора, копию трудовой книжки, расчетные листки, копию приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности и другие документы, связанные с Вашей работой). Работник вправе просить проведения конфиденциальной проверки. Это означает, что при ее проведении работодателю не будет сообщено имя работника, который в таком случае может избежать преследования со стороны работодателя (ст. 358 ТК РФ). Письменное обращение подлежит регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственную инспекцию труда (ч. 2 ст. 8 Закона № 59-ФЗ). При необходимости срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом заявитель должен быть поставлен в известность о продлении сроков рассмотрения заявления (жалобы) (ч. 2 ст. 12 Закона № 59-ФЗ). Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственной инспекции труда, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (ч. 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ). На основании жалобы, содержащей сведения о нарушении трудовых прав работника, государственная инспекция труда обязана провести внеплановую выездную проверку или внеплановую документарную проверку(п. 1 ч. 1 ст. 58, п. 1 ст. 60, ч. 12 ст. 66 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ; п. п. 35, 49 Положения № 1230). При подтверждении фактов нарушения трудовых прав руководителю организации-работодателя выдается предписание об устранении выявленных нарушений (ст. 356, ч. 1 ст. 357 ТК РФ). Заявителю жалобы дается мотивированный ответ по существу поставленных в обращении (жалобе) вопросов, в котором указывается, какие факты нарушений трудовых прав подтвердились в ходе рассмотрения обращения (жалобы) и проведения проверки у работодателя, какие меры инспекторского реагирования были приняты к работодателю (выдано предписание, возбуждено дело об административном правонарушении за нарушение законодательства о труде), разъясняется порядок дальнейших действий для восстановления нарушенных прав или оспариваемых интересов, если в соответствии с полномочиями государственной инспекции труда разрешить поставленные в жалобе вопросы не представилось возможным (п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ). В случае несогласия с полученным ответом заявитель имеет право подать жалобу. |